ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ...                             

О проекте...
Архивы нот и табулатур
Ноты
Табуталуры
Полезные программы
Сервисы
Полезные ссылки
История гитары
Струны и аксессуары
Вопрос недели
Авторские права
Реклама
Гостевая книга
Вопросы и ответы
   


Проект поддерживается:

   

   

   

   

  

     
     
   
     
     

 

История испанской гитары
Современная история акустической гитары и музыкальные стили.

автор статьи - Анна Сиротина
статья предоставлена
"Первым русскоязычным сайтом о фламенко"
http://www.flamenco.ru/

II-XV ВЕКА

Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку, к Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Можно различить только верхнюю часть инструмента и его конструкция такова, что он может относиться и к более позднему времени так как лишь двенадцать веков спустя мы обнаружим вновь инструменты столь развитой конструкции. Еще одной важной находкой стали манускрипты, имеющие общий источник происхождения - рукопись монаха из Астурии Беатуса Льебана (VIII век) "Commentaires de l'Apocalypse", содержащая собрание различных толкований апокалипсиса.

Значение рукописи для того времени было так велико, что в течение нескольких следующих веков были созданы ее многочисленные копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них были изображены музыканты. В большинстве случаев художники повторяли уже известные образы, но некоторые мастера стремились запечатлеть инструменты, на которых играли их современники. Благодаря этому удалось обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.

Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком. Постепенно будет вырабатываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, повлечет за собой совершенствование его конструкции и окончательному формированию семейств струнных инструментов.

В XIII веке гитара была уже широко известной в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. Друг друга дополняют два источника: "Книга Благой любви" Хуана Руиса, протоиерея из Иты и "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250) - собрание песнопений в честь Девы Марии, - украшенная миниатюрами рукопись, на которой художник запечатлел придворных менестрелей с гитарами.

В то время уже существовало два вида гитар - гитара мавританская и гитара латинская.

Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатор), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строеню. Эта гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса Х.

Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Судя по всему, инструмент не был высоко оценен королевским двором, так как встречается только в трех миниатюрах и только в руках менестрелей. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары.

XVI ВЕК

В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла (vihuela).

По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом.

С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано (vihuela de mano) - ручная виуэла.

Vihuela de mano бытовала в высших слоях испанского общества. Инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра.

На них аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Наиболее значительными исполнителями и авторами пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего де Нарваес, М. де Фуэнльяна. Эти талантливые музыканты превратили виуэлу из аккомпанирующего в солирующий инструмент. О расцвете игры на виуэле говорят появившиеся в середине XVI века сборники с пьесами для виуэлы. В широко распространенных жанрах "романсеро" и "вильянсико" голос сопровождался виуэлой, а позднее гитарой.

В конце XVI века виуэла утратила прежнее значение, однако, применялась до конца XVII века.

Самые ранние публикации произведений для гитары появились в Испании в середине XVI века. Композиторы не слишком высоко оценивали выразительные возможности инструмента, и первые шаги были скромными: четыре фантазии, одна павана и одна гальярда, включенные композитором Алонсо Мударрой в его "Три музыкальных сборника" для виуэлы (Севилья, 1546).

Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету.

 В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название "диференсиас" (diferencias). В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям, по количеству музыкального "орнамента" эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры.

Изобретательность композиторов была просто неистощима. Например, Энрикес де Вальдеррабано на тему популярного сатирического романса "Conde claros" написал пьесу из ста двадцати вариаций.

В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века.

XVII ВЕК

В первой половине XVII века, с возникновением гитары с пятью рядами характер гитарной музыки меняется. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев.

Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, "дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой."

Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль. Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санса.

ГАСПАР САНС (1640-1710)

Гитарист, известный композитор и священник, родившийся в городе Каланда. Он получил диплом теолога в Саламанском университете, однако впоследствии уехал в Италию и посвятил себя музыке.

Вернувшись в Испанию, он опубликовал свое "Руководство по игре на испанской гитаре" (Сарагоса, 1674). Это руководство состояло из трех частей - методика игры, упражнения и табулатуры произведений - в основном испанские и итальянские танцы, отрывки из французских балетов.

Книга имела успех и выдержала несколько переизданий. Благодаря профессионализму теоретических советов и высочайшему уровню мастерства Гаспар Санс на протяжении более чем столетия сохранял превосходство над композиторами испанской школы.

XVIII ВЕК

Новый кризис гитарного искусства в середине XVIII века. Изменение конструкции гитары и ее эволюция в последние 30 лет XVIII столетия. Возвращение к профессиональной музыке в последние годы XVIII века. Фернандо Сор. Дионисио Агуадо.

К середине XVIII века в истории классической гитары в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.

До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Две низкие струны настраиваются в октаву.

В течение последующих тридцати лет европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Строй становится фиксированным и вводится употребление одинарных струн. Это сильно обедняет регистр инструмента и, чтобы сделать звучание более полноценным, некоторые мастера начинают добавлять шестую басовую струну "Ми", В результате получается строй, сохранившийся до нашего времени. Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему усовершенствывают гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами, но в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо "Школа игры на гитаре" (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами.

Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары. Во второй половине XVIII века гитара вновь становится модным инструментом.

Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу Фернандо Сору.

ФЕРНАНДО СОР (1778-1839)

Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.

Сор родился в Барселоне. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской гитаре. Он получил музыкальное образование в католическом монастыре Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет он уже сочинял сложную музыку.

Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ.

Закончив музыкальное образование и найдя себе покровителей, Сор поселился в Мадриде и полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию своего гитарного мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы.

После возвращения в Западную Европу, Сор продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет среди гитаристов был чрезвычайно высок. Однако, к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами.

Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.

Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Сора Дионисио Агуадо.

ДИОНИСИО АГУАДО (1784-1849)

 Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Агуадо родился в Мадриде. В числе его учителей музыки называют известного испанского гитариста падре Базилио. После смерти своего отца в 1803 году Агуадо отправился в имение близ Аранхуэса, где настойчиво занимался гитарой и добился виртуозного владения инструментом.

Однако, в отличие от Сора, успех к нему пришел не так быстро, и до 1824 года его имя не привлекало особого внимания. С 1825 года Агуадо жил в Париже и концертировал в Европе, одновременно занимаясь воспитанием учеников. В том же году была издана его школа "Metodo de guitarra". Вернувшись в 1838 году в Испанию и поселившись в Мадриде, Агуадо до конца своей жизни продолжает преподавать. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.

XIX ВЕК

Начало XIX века. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн.

В середине XIX века, после Сора и Агуадо, в Европе наступает долгий, длившийся более 50 лет, упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом, забытый всюду, кроме Испании и Италии.

В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название "Ренасимьенто" (Renacimiento), и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.

 Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель (1841-1922). В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.

В литературном манифесте "За нашу музыку" и ряде критических статей Педрель призывал современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки, к созданию национальной оперы и инструментальной музыки.

В это время начанается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.

ФРАНСИСКО ТАРРЕГА-ЭШЕА (1852-1909)

 Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, - гитара была его судьбой.

Таррега родился маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта -слепого гитариста Мануэля Гонсалеса, известного по всей Валенсии под именем "морского льва".

Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепьяно. Это произошло лишь потому, что ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепьяно. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем - Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов - Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников - Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями.

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары.

XX ВЕК

Несмотря на открытые Таррегой новые возможности гитары, композиторы начинают от нее уходить после его смерти в 1909 году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов. Со смертью Тарреги не только уходит "лучший исполнитель всех времен", но и заканчивается эра композиторов-виртуозов; для гитары снова наступает сложный период. Лишь ученики Тарреги и некоторые любители продолжали поддерживать престиж своего инструмента.

Одним из первых и, пожалуй, самым любимым учеником Тарреги был Мигель Льобет.

МИГЕЛЬ ЛЬОБЕТ (1878-1938)

Один из важнейших представителей национальной школы, Мигель Льобет родился в Барселоне, где и начал свое музыкальное образование, а затем продолжил обучение у Тарреги. Льобет говорил, что не был обыкновенным учеником, который каждый раз получает задание, чтобы в следующий раз его проиграть и получить новое.

Иногда он заставал учителя с гитарой в руках просто сидел с ним тихо и слушал, а потом спешил домой с головой, полной впечатлений и переживаний, и часто продолжались недели, пока он их перерабатывал. Он больше воспринимал гитару, чем обучался игре. В 1900 году Льобет дебютировал на Всемирной выставке в Париже.

Последующие его концерты и турне проходили попеременно в Европе и Латинской Америке, повсюду привлекая внимание к гитаре. Обладая огромным талантом, он стал знаменитостью мирового масштаба, прославившись не только как исполнитель и композитор, но и как учитель.

Еще одним известным учеником Тарреги был Эмилио Пухоль.

ЭМИЛИО ПУХОЛЬ (1886-1980)

Он родился в местечке Гранаделья провинции Лерида. Заниматься с Таррегой он начал в 14 лет, когда поступил в Консерваторию музыки в Барселоне. С 1907 года началась его концертная деятельность в Испании и за рубежом, а позже он выступал и с концертами для виуэлы.

Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу "Рациональный метод игры на гитаре", а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник "Библиотека старинной музыки".

В 20-х гг. свежий ветер Ренасимьенто стал способствовать возрождению интереса к испанской музыке. Самым выдающимся классическим гитаристом того времени стал Рехино Санс де ла Маса.

РЕХИНО САНС ДЕ ЛА МАСА (1896-1981)

Находясь под впечатлением от его исполнения старинной музыки в мае 1920 года в Гранаде, Федерико Гарсиа Лорка назвал его одним из самых интересных представителей артистической молодежи Испании, странствующим рыцарем, который "с гитарой за спиной бродит из края в край, впитывая в себя пейзажи тех мест, где звучит старинная музыка.

Это человек, исполненный прежде всего волнения и меланхолии... Стремление искать что-то новое в жизни, наслаждаться новыми и неведомыми цветами на своем пути заставило Санса де ла Маса извлечь испанских виуэлистов из XVI века из старых ларей, покрытых паутиной, искусство Санса де ла Маса делает чудеса, Этот великий гитарист сумел встать рядом с теми, кто терпеливо открывал и распространял старинную испанскую музыку".

Одним из самых блистательных гитаристов XX века не только в Испании, но и во всем мире, был Андрес Сеговия.

АНДРЕС СЕГОВИЯ (1893-1987)

"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Сеговия родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:

  • "Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
    - Хочешь научиться играть? - спросил он. Я кивнул в знак согласия".

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованый его друзьями.

  • "По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:
    - Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть? - Я улыбнулся и сказал:
    - Хорошо знакомы: мы близкие друзья.
    - Он талантлив?
    - Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите.
    Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил:
    - Вы завидуете ему? - И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал.
    Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал:
    - Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары.

Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара - любимый инструмент в Испании, Сеговия сказал, что один испанец - это уже целое общество, как и одна гитара - целый оркестр!


 
 
  Современная история акустической гитары и музыкальные стили


(автор статьи - Эд Призант)

Начать свой рассказ о том, какие акустические гитары каким стилям музыки соответствуют, я бы хотел с оговорки. На сегодняшний день в стилях музыки все так намешано, что можно увидеть самые неожиданные инструменты в руках самых разных исполнителей. Например, в последние годы большинство людей, называюших себя бардами (C.Никитин, О.Митяев да и большинство членов Московского бард-клуба) для своей музыки используют классические гитары с нейлоновыми струнами. А эти инструменты, как известно, были спроектированы для классической музыки. Коллектив "Иваси" пошел еще дальше и использует классические гитары, натягивая на них при этом металлические струны. Это хотя и противоречит традициям, но не мешает "Иваси" создавать прекрасную музыку.

 
 
 
Все эти примеры являются как бы прелюдией к следующему заявлению: эта статья не является руководством или пособием на тему "Какие гитары для какой музыки созданы", а просто представляет собой общее обозрение того, как развивалась и менялась акустическая гитара с появлением новых музыкальных стилей. Так же эта статья может пролить некоторый свет на то, почему в определенных стилях музыки принято использывать определенные виды акустических гитар.
 
Итак, на сегодняшний день на рынке гитар можно найти десятки подвидов акустических и полуакустических гитар, но условно они делятся на три группы:
 
Flat top - обычная фолк-гитара с металлическими струнами.
Classical - классическая гитара с нейлоновыми струнами.
Arch top - джазовая гитара; по форме она напоминает увеличенную скрипку с прорезами по краям деки.
А теперь углубимся в историю. Еще 120 - 130 лет назад в Европе и Америке был популярен всего один вид гитар. В разных странах использовали разные системы настройки, а кое-где даже меняли количество струн (В России, например, струн было семь, а не шесть). Но по форме все гитары были весьма похожи - относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится с грифом на 12-ом ладу. Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий гриф, веерообразное крепление пружин и т.д. - все это характеризовало данный вид гитар.
 
Фактически вышеописанный инструмент по форме и содержанию напоминает сегодняшнюю классическую гитару. А форма сегодняшней классической гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который как раз и жил около 120 лет назад.
 
В конце прошлого века гитара стала резко набирать популярность. Если до этого на гитарах играли только в частных домах и салонах, то к концу прошлого столетия гитара стала выходить на сцены. Появилась потребность в усилении звука. Вот тогда и появилось более четкое разделение между классикой и тем, что теперь чаще всего называют фолк-гитарой или вестерном. Технология стала позволять изготавливать металлические струны, которые громче звенели. Кроме того, сама коробка увеличивалась в размерах, что позволила звуку быть глубже и громче. Оставалась одна серьезная проблема - сильное натяжение металлических струн фактически убивало верхюю часть коробки, а утолщение стенок коробки в конце концов убивало вибрацию, а вместе с ней и звук. И вот тогда господин Мартин, отец современной фолк-гитары, и придумал свое знаменитое х-образное крепление пружин. Пружины приклеивались накрест, тем самым увеличивая прочность верхней стенки, но позволяя ей вибрировать.
 
Таким образом произошло четкое разделение - классическая гитара, которая почти не изменилась с тех пор (только струны стали делать из синтетики, а не из жил, как раньше), и фолк-вестерн-гитара, которая имела несколько форм, но почти всегда шла с х-образным креплением пружин, металлическими струнами, увеличенной коробкой и так далее.
 
 Господим Мартин называл свои модели "0", "00" и "000" - по размерам. "00" размер почти совпадал с современной классической гитарой , а "000" - это был в то время самый большой размер коробки. Такие гитары были придуманы для того, что бы их было слышно в оркестре среди громких банжо, мандалин и контрабасов. Как вы понимаете, систем амплификации (усиления) звука тогда еще не существовало.
 
Чуть позднее - в 20-х годах - появилась новая форма - "OM" - оркестровая модель. Она была похожа на "000", однако длина струн увеличилась, что сделало ее еще громче, а через некоторое время появился знаменитый dreadnought, считающийся сегодня стандартом в гитаростроении.
 
Одновременно с этим развивался еще один вид гитар - arch tops. Что же это такое? В то время, как такие компании, как Мартин, решали проблему усиления звука за счет крепления пружин, такие компании, как Гибсон, пошли другим путем - они создавали гитары, по форме и конструкции напоминающие скрипки. Такие инструменты характеризовались выгнутой передней стенкой деки, порожком, который был как у котрабаса, и струнодержателем. Как правило, эти инструменты имели скрипичные вырезы по краям деки вместо традиционной круглой дырки по центру. 
В чем же было их основное отличие от тех же dreadnought'ов? В то время, как dreadnought прекрасно звучал в оркестре типа "кантри", где ему доставалась ритм-партия, arch top хорошо звучал отдельными нотами, то есть не ритмическими, а именно сольными партиями. Эти гитары отличались звуком, который был не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким. У такой гитары было хорошо слышно каждую ноту, и джазмены быстро поняли, какая "темная лошадка" появилась в их поле зрения. Именно джазу arch top'ы и обязаны своей популярностью, за что их и прозвали джазовыми гитарами. А dreadnought и похожие инструменты использовались больше для "кантри" и популярно-эстрадной музыки.
 
В 30-е и 40-е годы ситуация начала менятся - в основном, из-за появления качественных микрофонов и звукоснимателей. Кроме того, на арену вышел и тут же завоевал мир новый популярный стиль музыки - блюз. Как известно, блюз развивался, в основном, благодаря стараниям бедных черных музыкантов. Они играли его по-всякому пальцами, медиаторами и даже бутылками от пива (горлышки от бутылок с пивом были прямыми праотцами современных слайдов). У этих людей не было денег на дорогие иструменты, у них не всегда была возможность купить себе новые струны, какие уж тут джазовые гитары? И играли они на чем придется, в основном на более распространенных инструментах - вестернах. В те годы, кроме дорогих arch-top'ов, компания Gibson еще производила кучу ширпотребных фолк-гитар. Ситуация на рынке была такова, что Gibson была чуть ли не единственной компанией, производящей дешевые, но качественные фолк-гитары. Логично, что большинство блюзменов за неимением денег на что-то более совершенное и взяли в свои руки "гибсоны". Так до сих пор они с ними и не расстаются.
 
Что же произошло с джазовыми гитарами? А вот что: с появлениям зукоснимателей оказалось, что сбалансированный и четкий звук этого вида инструментов как нельзя лучше подходит к тогдашней системе усиления. Хоть джазовая гитара абсолютно не похожа на современный Fender или Ibanez, но Лео Фендер никогда не создал бы, наверное, свои Телекастеры и Стратокастеры, если бы сначала не поэкспериментировал с джазовыми гитарами и звукоснимателями. Кстати, в последствии электрический блюз тоже игрался и играется на джазовых инструментах со звукоснимателями, просто толщина коробки в них уменьшена. Яркий пример тому - B.B.King и его знаменитая гитара "Люссиль", которую многие сегодня считают стандартом электрогитары для блюза.
 
Итак, мы подошли к 50-ым годам, годам рождения рок-н-ролла и понятия рок-музыки, как таковой. Пора остановиться и сделать "ревью". Отбросывая в сторону электрогитары, которые с бешенной скоростью завоевывали рынок, мы видим следующию картину. Классическая гитара осталась почти без изменений, но получила синтетические струны и использовалась для классической музыки и музыки "фламенко". Фолк-гитары (dreadnought, оркестровые модели и другие) использовались для "кантри" и домаших или бардовских стилей, а так же для акустического блюза. И, наконец, arch top использовались для джаза.
 
Надо сказать, что акустическая гитара 50-тых годов уже практически ничем не отличается от современной. Технологии и материалы несколько изменились, но до сих пор лучшими гитарами в акустике считаются именно инструменты, сделанные в 40-ых и 50-ых годах. Коллекционеры отваливают круглые суммы за эти инструменты. Деньги, которые просят за Martin или Gibson определенных годов производства того времени, с с лихвой хватило бы на покупку отличной новой гитары и в добавок к ней нового... Мерседеса или БМВ.
 
Красота звука понятие относительное, поэтому мы не будем спорить на тему "какие гитары лучше", а пойдем дальше - в эру рок-н-ролла. Рок-н-ролл появился из блюза, следовательно и гитары использовались блюзовые - а именно вестерны. Но, в отличии от блюза, рок-н-ролл являлся более эстрадным стилем. Он требует наличия ансамбля, ударной установки, бас-гитары, и играть его принято на электроинструментах.
 
И вот к 60-ым годам, как это не прискорбно, акустическая гитара начала покидать сцену. Все реже и реже на сцене появлялись исполнители с акустическими гитарами - звукосниматели и эффекты завоевали мир. Акустическая гитара 60-ых и 70-ых годов превратилась в основном в инструмент для написания песен, исполнения домашних концертов и песен у костра. А джазовые гитары и вовсе стали покидать рынок. Единственный вид акустических гитар, который почти не пострадал, были классические гитары. У них был твердый рынок - те, кто играли классику, продолжали ее играть на том же, на чем она и игралась последние сто лет.
 
Самое интересное, что в 60-ые и 70-ые годы, когда гитаростроение и спрос на фолк-гитары приходили в упадок, появились классические гитары, которые считаются одними из лучшых на сегодняшний день - гитары фирмы (мастера) Ramirez.
 
Мы дошли до 80-ых годов. Я думаю, что это время все читатели уже помнят лично: расцвет тяжелого рока с одной стороны, и элекронной музыки с другой. И опять акустической гитаре не было места в этих стилях. Именно в 80-ые развились коллективы, где гитар вообще не было - одни клавишные и ударные. Но к концу 80-ых ситуация опять начала меняться. Рок начал утихать. Не умирать, а именно утихать - он стал тише. Надрывное грохотание уступило место более осмысленному року, року, в котором меньше экстаза, но зато больше музыки и техники. И тут опять на сцену вышла акустическая гитара. За время своего пребывания в шкафах и подвалах она несколько изменилась. Появиось много гибридов: например классическая гитара со встроенными звукоснимателями, которая оказалась удобной для акустического джаза и фолк-рока. Или же вообще - электрогитара с нейлоновыми струнами, которая при подключении давала довольно приятный классический звук, но при этом не фонила.
 
В наши дни акустика опять завоевала мир. Может быть люди пресытились изобилием электрического звука, и их потянуло на живой звук акустики, а может просто в наше сумашедшее время проще и удобнее таскать за собой одну гитару, а не целый набор электронных компонентов. Не знаю, но факт на лицо - программы "Unplugged" где MTV приглашает популярные группы и просит их играть и записывать только живую музыку пользуются популярностью. Да и в России, насколько мне известно, происходит нечто подобное.
 
Вот и вся история современной гитары. Осталось только добавить, что во многом сама конструкция инструмента предопределяет, для какого вида музыки он используется. Так, например, ОМ - оркестровые модели - обычно используют для игры пальцевой техникой, а dreadnought - для игры "чесом". У ОМ более сбалансированный звук, зато dreadnought громче. Также влияют на звук и сорта дерева, да и на будущий стиль музыки, которая будет играться на этих инструментах. В зависимости от сорта дерева некоторые инструменты лучше звучат в студии, а другие лучше на сцене. Это зависит и от усиления и настроек распределительного пульта. Но это уже отдельная история.
 
P.S. Вчера я был на рок-тусовке, связанной с приездом к нам группы ДДТ. Несмотря на отсутствие светоэффектов и плохой звук концерт удался. Но главное, что я заметил - в руках у Шевчука все время была акустическая гитара. Сначала я не обратил на это внимание, но потом подумал о статье, которую я уже закончил и вспомнил, что в свой прошлый приезд Шевчук весь концерт отыграл на электрической гитаре. Может быть это случайность, а может быть акустика отвоевывает свое законное место? Надеюсь, что вам было интересно.

Член международного клуба классической гитары

 
Copyright © 2003, Андрей Постыляков. Все права защищены.

Официальный сайт: http://appage.narod.ru/
Номер ICQ: 288824542
E-mail: appalon@002.ru | Разработчик: INDEST, 2003
Все материалы только с целью обучения!!!.

 Большая просьба: НЕ РАСПРОСТРАНЯТЬ ПРЯМЫЕ ССЫЛКИ НА НОТЫ И ТАБУЛАТУРЫ НА СВОИХ СТРАНИЦАХ, В ФОРУМАХ И ПРОЧИХ ПОДОБНЫХ МЕСТАХ!!! Вам всё равно, а тем самым вы только губите сервер.  

  Рейтинг Music Counter


Hosted by uCoz